Заказать звонок

Новости

"Гонки для меня самая лучшая работа на свете": штурман Кирилл Шубин об эйфории, страхах и счастье

28.04.2020

"Гонки для меня самая лучшая работа на свете": штурман Кирилл Шубин об эйфории, страхах и счастье

- Кирилл, не откажи в интервью. Удели, пожалуйста, час своего времени.

- Я же на «Дакар» не еду. О чем говорить будем?

- Не «Дакаром» единым жив человек. Ты интересен как личность, профессиональный штурман, мастер своего дела.

- Тогда, поехали!

В уходящем в историю сезоне, экипаж команды «Zavidovo Racing Team» Федор Воробьев/Кирилл Шубин выиграл Кубок мира по бахам в категории Т3. Мы решили пообщаться с одним из лучших штурманов в России Кириллом Шубиным, мастером спорта международного класса, чемпионом России по ралли-рейдам, бронзовым призером ралли-марафона «Дакар» о роли "второго человека" в команде, эмоциях и как человек меняется на гонках.

Кирилл, каково проснуться, осознавая, что ты лучший в мире?

А я им не стал. В Кубке мира по бахам, в нашей категории Т3 титул присваивается только первому пилоту. Штурман тихо курит в сторонке (улыбается). По итогам сезона, я занял четвертое место в Абсолютном зачете мирового первенства, чему весьма доволен.

На мой взгляд, это не справедливо. Ответственности за результат у штурмана ничуть не меньше, чем у пилота. Думаю, ты с этим согласишься. Скажи, каким главным человеческим качеством необходимо обладать, чтобы выигрывать гонки мирового уровня?

Спокойствием.

И все?

Спокойствие. Стратегия. Размеренность. Расчет. Ждать. Выжидать. Атаковать. Если ты спокоен, уверен в себе, тогда атакуешь расчетливо. Если ты атакуешь исключительно на эмоциях, без головы, тогда жди ошибок в навигации, в пилотировании, и техника не выдерживает тоже. Залог успеха – в спокойствии!

80469536_612309469515363_5871371377696571392_n.jpg

А какое качество ты поставишь на вторую ступень успеха?

Слаженность экипажа. За 20 лет моей спортивной карьеры, я ездил со многими пилотами, и вывел формулу – если в экипаже нет взаимопонимания, результата не жди. В этом случае ехать очень сложно и крайне тяжело за что-либо бороться. В варианте с Федором (Воробьевым – прим.) у нас абсолютное взаимопонимание, спокойствие, помощь и поддержка друг друга. В других экипажах часто на штурманскую ошибку от пилота шла негативная реакция. От Федора я ни разу не слышал укора, напротив, когда он видит что мне тяжело, старается всячески помочь. Мне в свою очередь в этих условиях очень комфортно работать и я прилагаю все свое умение для достижения результата.

Неужели у вас ни разу не было разногласий? Ведь во время скоростного участка нервы натянуты как струна.

Вспышки негатива у нас, конечно же, возникали, мы, как и все люди наделены эмоциями, но они касались не наших взаимоотношений, а были адресованы качеству подготовки техники. Поддержку нам оказывала португальская команда, которая часто косячила на ровном месте. То мотор не выдает достаточной мощности, то подвеска работает не так как надо, то усилитель руля откажет. Когда мы перестали быть «чисто клиентами» и на гонки стали привозить своего инженера, свои амортизаторы, свои «мозги» для машины, все встало на свои места, результаты стали лучше и стабильнее, а мы стали спокойнее.

80903461_612309546182022_4343717648710762496_n.jpg

О чем ты думаешь, и какие чувства испытываешь перед стартом скоростного участка?

Мысль одна – только бы не «накосячить» (смеется). Работа штурмана уникальна, он должен уметь держать в голове тысячу дел и не забывать о них. В команде моя деятельность именуется не иначе как - штурманская паранойя. Я постоянно нахожусь в параноидальном состоянии, везде ищу ошибки и различные несоответствия. Вначале надо мной смеялись, а после Италии, где мы выиграли в своем классе и заняли четвертое место в абсолюте, стали просить, чтобы я чаще «включал свою паранойю». Там она буквально спасла наш результат. Организаторы создали WhatsApp группу, где каждому участнику сбрасывали стартовку на предстоящий СУ. Эта информация поступала менеджеру нашей команды, а он пересылал нам. На следующее утро за семь минут до своего времени мы подъехали к месту старта, и я обратил внимание на то, что машины стоят не в том порядке, как должны. Мы были пристегнуты, в шлемах, готовы к гонке. Вдруг я почувствовал острое внутреннее напряжение и за две минуты до пересечения створа контроля времени, отстегнулся и пешком пошел к судьям. Попросил их показать мне стартовый лист. В судейском протоколе мое расчетное время было на четыре минуты позже. Меня разом окатил холодный душ – мы чуть не хапнули четыре минуты «пеналя». Оказалось, что пилотов листа приоритета переставили в стартовке вверх, а наш менеджер эту информацию проигнорировал. Такие дела.

Эти качества ты приобрел или они с тобой в генах?

Это качество мне привила штурманская работа в гонках, и оно так крепко сидит в голове, что распространила свое влияние на обычную гражданскую жизнь. Моя жена говорит, что со мной невозможно общаться, потому что я самый настоящий зануда, когда дело касается пунктуальности. Если для нормального человека опоздать на одну-две минуты ничего страшного, то для меня это сравнимо с преступлением. Порой доходит до смешного. Если для поездки в магазин мы выходим из дома на несколько минут позже запланированного, у меня включается штурман, и я начинаю нервничать. Понимаю, что это чистейший бред, но ничего не могу с собой поделать (смеется).

Кирилл, говорят, во время гонки люди сильно меняются. Ты это замечаешь?

Не только замечаю, но и испытываю. В жизни я очень спокойный человек, а на гонках во мне происходит трансформация. Я набрасываюсь на людей не в силах справиться с адреналином. Заранее, накануне соревнования, прошу прощение у всех сокомандников за какую-либо грубость или нападки. Прошу не обращать на это внимание. Такой у меня гоночный психологический портрет, конечно, не совсем приятный, но переделать его невозможно. Перед стартом, иногда, даже доходило до рукоприкладства. Я сожалею, что такое бывает, и стараюсь с этим бороться.

Ух ты! Не смотри на меня так пристально.

Сейчас волноваться не стоит, мы же не на гонке (смеется).

Ты испытываешь страх во время скоростного участка?

Вспышки страха случаются, секундные. Когда машина приземляется на одно колесо и балансирует на грани переворота. Если все в порядке, и мы мчим дальше, этот страх улетучивается мгновенно без остатка. Есть более коварный страх – страх сделать ошибку. Он коварен тем, что продолжительный. Чем ближе к финишу, чем лучше результат, тем этот страх сильнее проникает в мозг и сильно отвлекает от работы. От этого чувства я стараюсь всячески избавляться, потому что он парализует волю и концентрацию. Страх – это очень плохое чувство, оно мешает результату. Я могу напугаться потом, на финише, анализируя ту или иную ситуацию, а в гонке, нет, пугаться нельзя, ни при каких обстоятельствах. Был случай в Астраханской области. Мы боролись за первое место и ехали «открывашкой». Впереди дамба три знака, за дамбой пруд. Пилот не услышал об особой опасности, мы перелетели дамбу и на треть машины погрузились в воду. Не хватило самой малости, чтобы полностью утопить автомобиль. Пилот совершенно спокойно включает заднюю передачу, мы выезжаем на дамбу и продолжаем гонку в своем темпе. Через пять минут в наушниках я услышал: «Будем считать, что нам повезло». Я согласился с ним: «Хорошо, что так закончилось». Без эмоций. Вот такие мы – гонщики. Не эмоциональные (смеется).

А эйфорию ты испытываешь во время спецучастка?

Именно во время спецучастка, да испытываю. Я испытываю счастье, которым просто упиваюсь. Улыбка от уха до уха. Оно приходит внезапно и накрывает тебя всего без остатка. Ради таких эмоций стоит жить. Раньше это чувство меня посещало часто, а сейчас, все реже и реже, потому что я его стараюсь контролировать и подавлять силой воли, так как гонки стали более ответственными. Чувство эйфории и чувство страха равно опасные. Если им подчиниться ошибку ждать долго не придется, в этом состоянии она всегда рядом.

Что для тебя гонки?

Гонки для меня самая лучшая работа на свете. Я счастлив, что могу этим заниматься профессионально. Для меня нет тяжелее, чем каждое утро стоять в пробке, ехать на работу в офис. Я с содроганием вспоминаю прежнюю свою офисную жизнь. Это для меня безумно тяжелая работа. А гонки – это удовольствие. Как бы тяжело не было, пусть мало остается время на сон, на отдых, все равно – это кайф. Это настоящая жизнь.

Как ты относишься к ралли-рейду «Золото Кагана»? Пожалуйста, от души, по-честному, откровенно, как оно есть. Без дипломатии.

Я всегда приезжаю на «Золото Кагана» с огромным удовольствием. Мы еще не знаем нашего календаря на следующий год. Из-за большого количества зарубежных стартов нам обязательно придется жертвовать какими-то российскими гонками или сериями. Однако при обсуждении планов не обсуждается одно - в любом случае мы приедем в Астрахань. Нам эта гонка очень нравится. Помню еще на заре своей гоночной карьеры, когда готовился к Астрахани, бархан «Большой брат» вселял ужас в мой неокрепший ум. Сейчас после преодоления огромного количества бескрайних песчаных пустынь, я к астраханским «песочницам» отношусь с юмором. Тем не менее, здешние пески вполне себе коварные и для тех, кто себя в них чувствует не уверенно, они могут кардинально вмешаться в ваши планы.

Кирилл, с наступающим тебя Новым годом! Уходящий сезон принес тебе много эмоций. Какой гоночный эпизод наиболее крепко запал в душу?

Наверное, мой блуд на прологе Can-Am X Race в Астрахани. Мы показали 47-й результат. Мне было очень стыдно, и я не мог смотреть в глаза коллегам. Несмотря на это гонку все же мы выиграли, но эта «лажа» сильно запала в душу. Ее и буду вспоминать. Жизнь преподнесла еще один урок - к любой гонке надо относиться очень серьезно – никогда нельзя расслабляться!

Кирилл, спасибо за интересную беседу. Удачи в новом году! До встречи в Астрахани!

Спасибо! С Новым годом! До встречи!

Вопросы задавал Владимир Королев
Фото Can-Am X Race

Array ( [0] => Array ( [ID] => 1089 [~ID] => 1089 [NAME] => Книга_результатов_ЧР_Золото_Кагана_19-23.04.2024 [~NAME] => Книга_результатов_ЧР_Золото_Кагана_19-23.04.2024 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4502 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4502 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4115 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4115 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4117 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4117 [SORT] => 376 [~SORT] => 376 ) [1] => Array ( [ID] => 1088 [~ID] => 1088 [NAME] => Книга_результатов_КАО_Золото_Кагана_19-23.04.2024 [~NAME] => Книга_результатов_КАО_Золото_Кагана_19-23.04.2024 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4501 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4501 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4112 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4112 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4114 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4114 [SORT] => 377 [~SORT] => 377 ) [2] => Array ( [ID] => 1087 [~ID] => 1087 [NAME] => Книга_результатов_ТРЕК_Внедор_Золото_Кагана_19-23.04.2024 [~NAME] => Книга_результатов_ТРЕК_Внедор_Золото_Кагана_19-23.04.2024 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4500 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4500 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4109 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4109 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4111 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4111 [SORT] => 378 [~SORT] => 378 ) [3] => Array ( [ID] => 1086 [~ID] => 1086 [NAME] => Книга_результатов_ТРЕК_SSV_Золото_Кагана_19-23.04.2024 [~NAME] => Книга_результатов_ТРЕК_SSV_Золото_Кагана_19-23.04.2024 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4499 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4499 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4106 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4106 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4108 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4108 [SORT] => 379 [~SORT] => 379 ) )

Документы

Array ( [0] => Array ( [ID] => 1081 [~ID] => 1081 [NAME] => МТС обеспечила связью участников бахи «Золото Кагана» [~NAME] => МТС обеспечила связью участников бахи «Золото Кагана» [CODE] => mts_obespechila_svyazyu_uchastnikov_bakhi_zoloto_kagana [~CODE] => mts_obespechila_svyazyu_uchastnikov_bakhi_zoloto_kagana [PREVIEW_TEXT] => МТС обеспечила связью участников бахи «Золото Кагана» [~PREVIEW_TEXT] => МТС обеспечила связью участников бахи «Золото Кагана» [DATE_CREATE] => 25.04.2024 21:59:04 [~DATE_CREATE] => 25.04.2024 21:59:04 [ACTIVE_FROM] => 25.04.2024 [~ACTIVE_FROM] => 25.04.2024 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) [1] => Array ( [ID] => 1080 [~ID] => 1080 [NAME] => «Золото Кагана – 2024»: гонка на грани возможностей [~NAME] => «Золото Кагана – 2024»: гонка на грани возможностей [CODE] => zoloto_kagana_2024_gonka_na_grani_vozmozhnostey [~CODE] => zoloto_kagana_2024_gonka_na_grani_vozmozhnostey [PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: гонка на грани возможностей [~PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: гонка на грани возможностей [DATE_CREATE] => 24.04.2024 23:18:50 [~DATE_CREATE] => 24.04.2024 23:18:50 [ACTIVE_FROM] => 24.04.2024 [~ACTIVE_FROM] => 24.04.2024 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) [2] => Array ( [ID] => 1079 [~ID] => 1079 [NAME] => «Золото Кагана – 2024»: скоростные дороги Калмыкии и сход семи экипажей [~NAME] => «Золото Кагана – 2024»: скоростные дороги Калмыкии и сход семи экипажей [CODE] => zoloto_kagana_2024_skorostnye_dorogi_kalmykii_i_skhod_semi_ekipazhey [~CODE] => zoloto_kagana_2024_skorostnye_dorogi_kalmykii_i_skhod_semi_ekipazhey [PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: скоростные дороги Калмыкии и сход семи экипажей [~PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: скоростные дороги Калмыкии и сход семи экипажей [DATE_CREATE] => 23.04.2024 07:28:49 [~DATE_CREATE] => 23.04.2024 07:28:49 [ACTIVE_FROM] => 23.04.2024 [~ACTIVE_FROM] => 23.04.2024 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) )

Новости